обратная связь

Детдомовские дети - не чужие, они - культурно наши, и бояться их не нужно!

30 июля / 2017 /

Друзья, сегодня в рубрике #НашиЭксперты - интервью с экзистенциальным психологом Ольгой Гумановой. Мы поговорили с Ольгой о ксенофобии - о том, почему мы с предубеждением относимся к детдомовским детям и о том, как перестать считать детей-сирот проблемой государств и чужаками - и начать им помогать, включив их в свою картину будущего нашей страны. 

Поговорим о страхах, связанных с восприятием детдомовских детей. Многие боятся, что из детдомовского ребенка непременно вырастет вор, наркоман, насильник или убийца. Насколько обоснованы эти страхи? Что определяется генами, а что воспитанием и что обо всем этом говорят психологи?

Что касается генов и воспитания, то тут, к сожалению или к счастью, нет и не может быть никакого готового и однозначного ответа вроде “от воспитания зависит столько-то процентов того, каким человек вырастет, а от генов столько-то”. Все индивидуально. А вот в чем мы можем быть точно уверены, так это в том, что если мы будем постоянно напоминать ребенку, оставшемуся без родителей, что он какой-то не такой, упрекать его, мы тем самым будем подпитывать его пострадавшую, травмированную часть и только усиливать все то негативное, чего мы в нем опасаемся.

Почему люди в целом склонны воспринимать все непонятное как враждебное? В чем истоки нашей склонности к ксенофобским суждениям с психологической точки зрения? Почему мы так легко ставим на человека клеймо детдомовца и отворачиваемся от него?

Мне кажется, что детдомовские дети как раз свои, если сравнивать их с людьми нетипичными для России национальностей или религий. Они говорят на русском языке, они культурно наши. И здесь вопрос не в том, почему мы не хотим воспринимать других, чужих, а почему мы не хотим считать этих детей частью нашего народа или считаем, что им чего-то недостает. Зачем вообще их выделять? Мне кажется, что какое-то обособление детдомовцев - это просто разбрасывание ресурсами нашего народа, которого у нас не так много- по последней переписи, кажется, 144 миллиона, что для нашей территории - цифра несерьезная. И если мы будем постоянно искать каких-то идеальных россиян и признавать только их, а этих считать не такими, потому что они выросли без родителей, а тех - еще почему-нибудь, тогда вообще никого не останется. Нужно учиться жить с тем, что есть, с теми условиями, которые даны в задаче, а не закрывать глаза на проблему в ожидании какого-то внезапного лучшего будущего, которое когда-нибудь непременно настанет, или идеальных людей, которые будут в нем жить. На условия можно и нужно влиять, это безусловно, но вот игнорировать их, как игнорировать реальность, в которой есть проблема, не стоит.

Почему люди в целом склонны воспринимать все непонятное как враждебное? В чем истоки нашей склонности к ксенофобским суждениям с психологической точки зрения? Как переломить в себе негативное отношение и перестать бояться того, кого кто отличается от тебя?

Ксенофобия, не побоюсь этого определения, достаточно естественное чувство. Чужой - не такой, он действительно пугает. Это вешалка для проекций нашего теневого, того, что мы отрицаем в себе, боимся признать. Мне не очень нравится вопрос как это в себе переломить. Борьба со своими непринятыми сторонами - дело неблагодарное. Скорее, тут нужно больше сканировать реальность - смотреть в сторону того, кто пугает, общаться с ним. И по мере того как мы другого человека учимся воспринимать не как вешалку для проекций, а человека - настоящего, отдельного, не похожего на нас, но человека в полном смысле этого слова, уходят те наши страхи, которые реальности не соответствует. Морок рассеивается.

Почему нам легче сделать вид, что никакой проблемы не существует - “о детдомовцах должно заботиться государство” - чем признать ее наличие и принять участие - например, в волонтерской деятельности? Почему благотворительные посты с просьбами о помощи  больным детям или детям-сиротам часто вызывают у нас неосознанное раздражение и желание побыстрее закрыть страницу?

Да, действительно, многие считают, что дети-сироты - это проблема государства. У нас вообще много патерналистски настроенного населения, которое считает все делом государства. На работу должно устраивать государство, мусор должно убирать государство, образование и воспитание, а также идеального мужа или жену должно давать государство. Принятие на себя заботы о детях-сиротах - это как раз отказ от патернализма, психологическое взросление. Ты перестаешь воспринимать себя как вечного ребенка у родителя-государства и в роли родительской фигуры начинаешь воспринимать себя. Ты понимаешь, что дети-сироты  - это часть нашего народа и во многом от тебя зависит, будут ли они приняты в обществе. Понимаешь, что ты тоже можешь повлиять - на свое будущее, на их будущее, на наше общее будущее. И только от тебя зависит, сможешь ли ты перестать их опасаться и начать давать поддержку, насколько хватит твоих ресурсов. Это может быть очень полезно не только для них, но и для тебя самого, как и осознанное участие в любой другой благотворительности или иной деятельности на благо других.

Беседовала Юлия-Маргарита Поляк