При поддержке ФСР «Полдень»
+7 (495) 233-48-64
обратная связь

Весь мир — игра

29 октября / 2015 /

В торжественной обстановке Суворовского дворца чинно выступают юноши под руку с дамами в пышных платьях. На лицах — серьезность и сосредоточенность: только бы не забыть правильные движения! Но с окончанием танца пышная атмосфера рассеивается, а юноши и девушки, смеясь, убегают играть в соседнюю комнату. Они — обычные дети, которых почему-то выделяют среди остальных.

«Дети в детдоме закрыты, у них есть свой замкнутый коллектив, и им неоткуда получить то, что нормальный ребенок получает в семье, с друзьями, в школе, на улице. У них четкое разделение: воспитатели, которые сверху, и товарищи. Этот барьер мы считаем нужным сломать, потому что когда они выйдут в большой мир – там уже такого не будет. Мы хотим, чтобы они могли общаться», - говорит Петр Салтыков, финансовый директор проекта. Воспитанники четырнадцати московских детдомов, впрочем, не выглядят чересчур напуганными или зажатыми: для них подобные мероприятия – привычное дело. Завтра они, например, едут в цирк – той же компанией.

«Поначалу было страшно, — признается Кристина, воспитанница детдома № 42. — Я ожидала совсем другого. А приехала — все знакомые, знаем друг друга по летнему лагерю».

Даже во дворце, на импровизированном балу в честь победы над Османской империей, в бальных платьях и в масках, дети узнают друг друга и радостно бегут навстречу: некоторые не видели друг друга больше полугода. Охотно говорят с чужими: при воспитательнице отвечают односложно и напряженно, а в компании друзей любят поболтать. Большинство занимается танцами с детства: Кристина, например, любит современные спортивные танцы, Марина и Виктория из интерната № 72 привыкли примерять маски — они занимаются в театральной студии и регулярно выступают перед публикой. У большинства уже вполне определенные планы на будущее. Стесняясь, но с удовольствием обсуждают новых кавалеров и дам. Обычные подростки, для которых — что бал, что футбольный матч — главное, быть среди друзей.

Программа бала и игры были направлены прежде всего на социализацию: например, вальсовый котильон, который повторялся четыре раза, специально рассчитан на выбор «случайного» партнера, а полька-тройка предполагает, что юноши и девушки должны потанцевать со всеми участниками бала. Помимо воспитанников детских домов, на мероприятие специально пригласили любителей бальных танцев, особенно молодых людей, чтобы ни один ребенок не остался без партнера. Но дети, очутившись среди «своих», не очень охотно шли на контакт со взрослыми, благо в танце разговаривать необязательно. Камиль, взрослый участник бала, объясняет: «Многие боятся, что не умеют танцевать. Я стараюсь их успокоить. Если мне наступают на ногу, я говорю, что это виноват кавалер». Воспитательница одного из детдомов согласна с этим: «У нас подготовка была небольшая, детям дали всего несколько уроков, и они пока стесняются. Большинство танцуют пока только со своими кавалерами, но у одной нашей девочки, Тани, уже было два новых партнера. Понемножку они здесь адаптируются».

Бал – это только часть проекта «Полдень», направленного на социальную адаптацию воспитанников детских домов с восьмого по десятый классы. Проект был разработан в 2010 году специалистами из Центра интерактивных образовательных технологий МГУ. Сначала создатели делали все сами, без денег, силами волонтеров и друзей. Затем, когда решили распространить проект по всей стране, нашли спонсоров.

Проект состоит в основном из ролевых игр, рассчитанных как на взрослых, так и на детей.

Как объяснил руководитель проекта Владимир Молодых, формат игры более всего подходит для обучения и развития необходимых социальных навыков у ребенка: «Благотворительность очень часто действует в формате, когда люди приезжают в детский дом, общаются с детьми, дарят им подарки и уезжают. Хотя порыв правильный, у детей создается впечатление, что им все обязаны дарить подарки. Потом они выходят во взрослую жизнь и не могут стать полноценными членами общества, потому что умеют только потреблять». Игры же заставляют детей задуматься над решением конкретных задач, например, как достигнуть успеха на работе, заработать денег и прочее.

Оценить эффективность проекта в полной мере можно будет только через несколько лет, когда его участники выйдут во взрослый мир, начнут работать и строить отношения. В прошлом году первая группа ребят окончила школу, и сейчас разработчики проекта внимательно следят за их профессиональными достижениями.

Но, конечно, главная задача – распространить проект по всей стране. Сейчас он реализуется только в трех детдомах в Москве, одном — в Санкт-Петербурге и одном — в Саратове. Как отмечает Надежда Смирнова из Агентства стратегических инициатив, многообещающие методики нужно внедрять не только в Москве, где с детдомами и так много работают, но и в регионы, где ситуация намного хуже.

На этом балу воспитанники ничем не отличаются от детей из «благополучных» семей. Даже более самостоятельны — все уверенно отвечают, кем они будут после окончания школы. И поэтому в ответ на вопрос подруги «Ты хотела бы жить в средневековом замке?» девушка смеется и отрицательно мотает головой: в ее жизни и так пока достаточно приключений.

Источник: Новая газета