Наша деятельность
Проект «Полдень» был задуман в 2010 году, чтобы помочь разрешению социальных проблем воспитанников детских домов.
Детские дома не могут подготовить ребенка к самостоятельной жизни. Сегодня в большинстве детских домов как-то решена проблема питания и комфорта детей. Чего детский дом не может дать, так это опыта самостоятельной жизни. У детей нет примера родителей, они не готовы действовать самостоятельно, часто не верят в себя, не умеют работать и любить работу. Это приводит к тому, что после детского дома жизнь у них не слишком счастливая.
Проблема, которую мы решаем
Дети в детских домах обеспечены крышей над головой, питанием и образованием. Не хватает только одной значительной части жизни - умения решать социальные задачи и проблемы.
Пока воспитанник находится в стенах казенного учреждения, он огражден от любых жизненных проблем. Еду можно найти в столовой, а одежду привозят государственные службы и спонсоры. Но как только совершеннолетний покидает детский дом, все возможные проблемы сваливаются на него, как снег на голову. Многие не могут справиться с таким стрессом самостоятельно и идут по пути меньшего сопротивления. Сбиваются в группы и живут общинами, скитаются и занимаются попрошайничеством.
Несмотря на то, что ребята достигли дееспособного возраста, эту дееспособность им не привили. Воспитатели детского дома не имеют необходимой компетенции, да и возможности, чтобы помочь детям полностью обустроиться в реальной жизни.
Существующие формы работы с детьми-сиротами не позволяют полностью решить эту проблему. Наш метод разработан специально для ее решения, чтобы помочь развитию навыков, компетенций и ценностной ориентации, которые необходимы для успешной социализации в обществе!
Мы работаем не только с детскими домами: модули тестировались в обычных школах, учебных центрах, центрах социальной адаптации неблагополучной молодежи, что позволило нам улучшить и скорректировать нашу программу.
Мы учим детей:
- быть самостоятельными,
- общаться и убеждать,
- понимать, что им нравится делать, и любить свою будущую работу,
-
ставить и достигать целей шаг за шагом — и понимать, что эти цели могут быть большими
Мы верим, что это большое и нужное дело!
Наша методика
Программа состоит из цикла интерактивных обучающих модулей, которые помогают детям научиться ставить и решать задачи, принимать решения, общаться и работать в команде.
Мы используем метод сюжетно-ролевых игр, который был разработан в Центре интерактивных образовательных технологий (ЦИОТ) МГУ им. Ломоносова и активно применяется при обучении студентов университета в ситуационных деловых играх.
Основной особенностью ролевой игры как метода является то, что детям дается возможность самостоятельно принять участие в специально конструируемой сложной ситуации и, тем самым, получить опыт, обнаружить свое незнание или достигнуть понимания. Ролевая игра позволяет заложить в деятельность участников момент постановки вопроса, личного выбора, столкновения позиций. Игра также воздействует на уровне эмоций, «вчувствования», что значительно оживляет восприятие по сравнению с традиционными уроками.
Термин «ролевые игры» достаточно давно применяется психологами для описания способа обогащения чувств и накопления опыта, развития воображения, преодоления страхов и развития коммуникативных навыков, мотивации к учебе.
С середины XX-го века игры активно исследуются психологами. В отечественной педагогической традиции этот подход был углублен в рамках деятельностного подхода в образовании — в первую очередь это культурно-историческая теория Л.С.Выготского, работы по деятельностной педагогике В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина и теории деятельности Г.П. Щедровицкого.
Методические материалы (на сайте ЦИОТ МГУ)
Дальнейшие шаги
Мы планируем дальнейшую доработку модулей и введение новых, распространение и улучшение методики, введение профориентационных тренингов, работу с новыми детдомами, с другими группами детей, нуждающимися в социализации.
Мы всегда рады помощи и новым участникам проекта. Заходите на страницу «Как помочь» и присоединяйтесь!