+7 (495) 231-84-01
обратная связь

Краткое описание метода

Cюжетно-ролевые игры — центральная образовательная технология нашего курса, моделирующая определенные типы социальных взаимодействий.

Главная особенность ролевой игры: ученик самостоятельно принимает участие в специально конструируемой сложной ситуации и, тем самым, получает опыт, обнаруживает свое незнание или достигает понимания. Ролевая игра вкладывает в деятельность участников эпизоды постановки вопроса, личного выбора, столкновения позиций. Игра также воздействует на уровне эмоций и переживаний, значительно оживляя восприятие по сравнению с традиционными уроками.

tk-GAfCIfy4.jpg

Как работает игра проекта «Полдень»?

1. Организаторы создают правила игры и конструируют задачи игроков так, чтобы в игре обязательно возникали необходимые обучающие ситуации.

2. Игроки получают роли, играют в рамках правил, но — свободно, без жестко заданного сюжета. Это больше похоже не на театр, а на соревновательные игры или штабные игры военных. Но в отличие от соревновательных игр игры «Полдня» не ориентированы на победу одной группы детей над другими.

3. Игроки попадают в запланированные организаторами ситуации.

4. Игроки вместе с организаторами разбирают свое поведение в этих ситуациях.

Сессия рефлексивного обсуждения результатов игры с участниками — неотъемлемая часть технологии. Задача рефлексии (разбора) — объективировать опыт, полученный в игре, сделать его достоянием всей группы. Поэтому рефлексия проводится коллективно, в общем обсуждении. Кроме извлечения смысла из полученного опыта, в ней также тренируются умение высказывать свои мысли и умение поддерживать конструктивный диалог.

В течение года для каждой группы детей проводится двенадцать уникальных сюжетно-ролевых игр.  За полный трехлетний цикл программы дети играют в 36 игр.

Структура программы

Содержательный блок «Коммуникация»

С дидактической точки зрения цель блока —  научить учащихся анализировать, насколько удачно происходит коммуникация, а также научить преодолевать коммуникативные неудачи. В более широком смысле блок нацелен на то, чтобы учащиеся привыкли брать на себя ответственность за результат общения.

Блок «Коммуникация» построен по принципу постепенного усложнения условий, в которых разворачиваются игровые ситуации. Можно выделить в нем три условных раздела.

  1. Преодоление коммуникативных неудач, возникающих в канонической речевой ситуации (когда общение происходит в общем пространстве в один момент времени). Обычно эти неудачи связаны не столько с непониманием, — в канонической ситуации оно случается редко — сколько с несогласием.
  2. Работа с проблемами, которые возникают в неканонической коммуникативной ситуации — как правило, они связаны с непониманием.  Причина непонимания: речевые действия всегда опираются на некоторые фоновые знания, предпосылки. Если предпосылки ложны или непонятны собеседнику, это осложняет коммуникацию.
  3. Первые два раздела описывают ситуации, в которых цель говорящих — обменяться информацией. Однако в жизни нередки ситуации, когда в общении хотят чего-то добиться, реализовать свои интересы. Третий раздел посвящен общению в ситуации различающихся интересов, предполагающей спор и убеждение. Этот тип ситуаций мы называем эристическими. Чтобы эристическая коммуникация была успешной, нужно думать не только о том, что хотел сказать человек, а также и о том, чего он при этом хочет добиться


Содержательный блок «Аргументация»

20131012-IMG_4411.jpg

 Этот блок направлен на развитие навыков аргументации, отстаивания своей позиции в споре, активного слушания. Основной фокус заданий направлен на то, чтобы помочь детям формулировать и высказывать свое мнение, а также осознавать позицию оппонента. Им предстоит взаимодействовать не только в интересах команды, но и своих личных, получая опыт не только отстаивания своей позиции, но и поиска компромисса.

Аргументация включает в себя:

    Умение сформулировать собственную позицию. Отделить свои потребности от потребностей коллектива, навязанных, чужих позиций. Уметь ее обозначить для самого себя.

  • Навыки осознанного, уважительного ведения дискуссий. Необходимо выделять различные типы аргументации, как в своей речи, так и в позиции собеседника.
  • Навык отстаивать свою позицию в изменившейся ситуации.
  • Навык изменения своей позиции и хода дискуссии при получении новой информации и изменения обстоятельств.
  • Навык выявления различий и позиций социальной группы.


Содержательный блок «Эмоциональный интеллект»

qDw2Y4h4sXA.jpg

 

Эмоциональный интеллект — способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией.
Развитый эмоциональный интеллект состоит из следующих навыков и умений:

  • Идентификация эмоций (способность заметить сам факт наличия эмоций, их адекватное выражение).
  • Использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности.
  • Понимание эмоций (способность понимать комплексы эмоций, связи между эмоциями, переходы от одной эмоции к другой, причины эмоций).
  • Управление эмоциями. Выявление причин формирования эмоции, концентрация внимания на источнике, перевод центра контроля извне вовнутрь. Снятие чрезмерных эмоций, перевод напряжения в полезное русло.  


Развитие эмоционального интеллекта способствует личностному росту и улучшению межличностных отношений.

Содержательный блок «Ценности»

 

 

SUlvjOZrahE.jpg

Ценности — это моральные, этические, нравственные нормы, которые зачастую бывают недостаточно сформированы у воспитанников детских домов и подвергаются проверке только при принятии серьезных самостоятельных решений. Ценности создают общий внутренний вектор, которого придерживается человек при оценке своих и чужих слов и поступков.
Этот блок последовательно раскрывает для участников тему нравственного выбора, моральных ценностей, их значения для каждой личности, а также проблематику принятия взвешенных решений, базирующихся на этических ориентирах.
Этот блок включает в себя:

  1. Развитие навыка определения своих и чужих ценностей. Чем точнее будут сформулированы установки индивида и социальной группы, тем легче делать тот или иной выбор, а следовательно защищать свою позицию. Также хорошо сформулированная ценностная позиция способствует поддержанию самооценки и чувству защищенности.  
  2. Навык анализа собственных и чужих решений. Для понимания мотивации людей или социальной группы необходимо выделять ценности, которые ими двигают.  
  3. Навык презентации своих ценностей другим людям, а также сопоставления внешней оценки и внутренней. Не всегда декларируемые ценности совпадают с совершенными поступками. Также многие поступки могут трактоваться неверно, не с позиции ценности, а с позиций личной выгоды или обстоятельств.  

Опыт анализа сложных жизненных ситуаций и фокус на моральных и этических нормах могут дать игры этого блока.
 
Содержательный блок «Задача»

Содержание блока «Задача» — те мыслительные средства, которые позволяют организовать поиск решения задачи; его предметом являются различные жизненные ситуации.

В любой деятельности можно встретить задачную ситуацию — ситуацию, в которой есть цель, но не хватает средств для ее достижения. В этом блоке мы учим находить эти средства, организовывать деятельность по успешному выходу из задачной ситуации.

Задачи разделяются на:

  • учебные задачи — c ними, благодаря урокам и учебникам, знаком любой школьник. Основной способ работы учебными задачами, который передается детям — чтение текстов и выделение из них алгоритмов работы. Но бывают и более сложные учебные задачи (например, в рамках производственной практики).
  • жизненные задачи — те задачи, которые не конструируются кем-то специально для обучения, а появляются «из повседневной жизни». Часто их «подбрасывают» внешние обстоятельства, но человек может и по собственной воле ставить перед собой жизненные задачи .


Блок «Задача» состоит из двух базовых частей: «Как решать задачи?» и «Как ставить задачи другим и добиваться их решения?».
В обеих частях есть единицы содержания, которые осваиваются последовательно, расширяя и дополняя друг друга. Содержание каждой отдельной образовательной игры строится из определенного набора единиц.
При создании блока «Задача» мы опирались на разработки научной школы мыследеятельностной педагогики, которая продолжает традиции культурно-исторической школы и теории развивающего обучения в педагогической психологии.

Содержательный блок «Целеполагание»

-114061196_409226436.jpgg5csw0lfmla.jpgVMDc0XlhxhA.jpg

Этот блок тоже не похож на обычный учебный предмет, он скорее относится к «воспитанию», чем к «образованию». При этом он, возможно, является самым важным в программе.

Термин «целеполагание» описывает весь процесс от зарождения цели до ее реализации, со всеми ее трансформациями, уточнениями и попутным переосмыслением.

Целеполагание — перевод с языка желаний и смыслов («что данная цель значит именно для меня?») на язык объективной реальности, на язык средств достижения цели. В результате, например, «хочу быть актрисой» конкретизируется до «стану посещать театральный кружок», «буду заниматься гимнастикой», «снова стану брать уроки вокала», «узнаю программу вступительных экзаменов и буду к ним готовиться».

Целеполагание обязательно включает в себя:

  • возникновение мотива (желания, мечты, потребности);
  • ормирование образа будущего результата (целеобразование);
  • расписывание дерева целей и задач. Возможность достижения цели зависит от умения человека перевести ее в последовательность задач («а что конкретно надо сделать, чтобы стать актрисой?»);
  • оценку ресурсов. Человеку приходится учитывать свои ресурсы: временные, материальные, физические (например, рост), психологические (например, дружелюбие) и социальные;
  • оценку достижимости результата;


Насколько нам известно, еще не проводилось специальных исследований, посвященных особенностям формирования целеполагания у детдомовских воспитанников. Однако многие наблюдения психологов и волонтеров показывают, что такие дети могут испытывать затруднения, во-первых, с целеобразованием, во-вторых, с долгосрочным планированием. В-третьих, детям сложно заниматься длительной направленной деятельностью, которая требует ежедневных усилий.

Каково происхождение этих трудностей?

1. В детском доме не требуется умение планировать: уклад жизни детдома определен заранее, что следует делать детям — уже решено без их участия.

2. Когда планы появляются, они легко могут быть изменены по воле директора или воспитателя, дети не могут быть уверены, что их планы — важны и есть смысл их строить.

3. В сфере общения усилия детей направлены не на построение долгосрочных отношений, а на то, чтобы получить сиюминутную выгоду. Это связано с тем, что состав взрослых людей вокруг детей постоянно меняется.  

4. Желания ребенка долгое время не учитываются, и как следствие — атрофируются: он прекращает рождать новые идеи, лелеять новые мечты, ставить новые цели (за их бесполезностью).

Мы считаем, что с этими трудностями можно и нужно бороться.

Содержательный блок «Финансовая грамотность»

Данный блок направлен на ознакомление с основами финансовой грамотности и практическую отработку полученных знаний. Игры этого блока направлены на повышение уровня осознанности принятия тех или иных решений в сфере управления финансами.

Эта тема весьма актуальна для воспитанников детских домов: до совершеннолетия ребенок не обременен финансовыми вопросами, он обеспечен материально, и вопросы планирования собственного бюджета перед ним не стоят. Это ведет к полному отсутствию навыка обращения с деньгами как такового. Поэтому когда ребенок выходит за пределы детского дома и вынужден сам заниматься данными вопросами, это, зачастую, становится невыполнимой задачей и ведет к финансовому краху: несоразмерным тратам, бесконечным займам, нелегальным способом получения доходов.

Этот содержательный блок направлен на то, чтобы подготовить воспитанников детских домов к тому моменту, когда им придется управлять личными финансами самостоятельно.

Содержательный блок «Профориентация»

cupHuU3AGL8.jpg

 

Профориентация — важный и необходимый инструмент социальной адаптации воспитанников детских домов. Именно профессиональная жизнь позволяет человеку себя реализовать и предоставляет личности возможности для самоактуализации.

Для успешного достижения целей профориентации ребенка необходимо провести через несколько определенных этапов, формирующих два независимых и равноценных базиса профориентации — процесс развития и мировоззрение.
                            
Развитие

  • Переведение ребенка в активную позицию по отношению к выбору профессии. Формирование у ребенка мотивации к дальнейшей профориентации с опорой на ценности.
  • Формирование простроенной карьерной траектории, включая навык самостоятельно перестраивать траекторию в условиях меняющегося мира, возможностей и интересов ребенка.


Мировоззрение

  • Представление о себе. Формирование у ребенка полноценного представление о себе, дать навык рефлексии.
  • Представление о мире. Формирование у ребенка полноценного представления о мире с актуальным ребенку уровнем детализации в разных областях.


Наши игры помогают детям стать самостоятельнее, активнее,вновь поверить в себя.